Папа Римский Франциск, выступая 28 октября на заседании Папской академии наук (по случаю участия в церемонии открытия бюста своему предшественнику папе Бенедикту XVI) заявил следующее (в его речи всего несколько абзацев, и она пока не переведена с итальянского (приведенный ниже перевод является неофициальным):
«Когда мы читаем о сотворении мира в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога чародеем с волшебной палочкой, который в состоянии сделать все. Но это не так. Он создал все живое и позволил ему развиваться в соответствии с внутренними законами, которые дал каждому».
Далее Франциск заявил:
"Таким образом, эта работа по сотворению мира продолжалась на протяжении многих веков и тысячелетий, пока не стала тем, что нам известно сегодня, так как Бог не демиург и не волшебник, а Создатель, дающий жизнь всему сущему. Начало мира не было продуктом хаоса, имеющего какое-то иное происхождение, а проистекало непосредственно из высшего принципа, который созидает любовью».
"Большой взрыв, который сегодня считается началом мира, не противоречит вмешательству божественного Создателя, а, скорее, нуждается в нем ... Эволюция в природе не противоречит понятию сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые развиваются... Ученый должен руководствоваться той уверенностью, которую скрывает природа в своих эволюционных механизмах, тем потенциалом, который наш разум и свобода могу обнаружить и реализовать, чтобы раскрыть замысел Создателя. Поэтому действия человека, какими бы ограниченными они ни были, берут свое начало от божьей силы и создают возможность построить мир, подходящий для его двойной жизни, физической и духовной, построить человеческий мир для всех людей, а не для какой-то группы или класса привилегированных".
Слова понтифика вызвали противоречия и неоднозначную реакцию в христианской церкви.
"Сказанного оказалось достаточно для того, - пишет Станислав Минин, - чтобы массмедиа, в том числе и российские, объявили: "Папа Франциск признал теории эволюции и Большого взрыва". Для массового читателя газет и телезрителя это, конечно, звучит как сенсация. В России читатель и телезритель знают, что Русская православная церковь борется с безальтернативным преподаванием дарвиновской теории в школе. Из этого делается вывод, что христианская доктрина – православная, католическая, без разницы – отрицает теорию эволюции. Если отталкиваться от этого, то Франциск выглядит очень прогрессивным Папой, чуть ли не революционером".
В действительности, Католическая церковь уже давно признает эволюцию, хотя всегда подчеркивает свою веру в то, что Бог - это высшая сила, стоящая за созданием вселенной и ее развитием.
"Впервые конкретно о ней высказался в 1950 году Папа Пий XII в энциклике "Humani generis". Он заявил, что теория эволюции касается материи и не противоречит доктрине Церкви, так как не затрагивает вопрос о происхождении души. В 1951 году он же, выступая, как и Франциск на днях, в Папской академии наук, подчеркнул, что и теория Большого взрыва не конфликтует с учением о сотворении мира".
Для Пия XII эволюция была лишь недоказанной возможностью, и поэтому он осуждал тех, кто поступает так, «будто происхождение человеческого тела, как появившегося из предвечной и живой материи, является вполне определенным, доказанным фактами, которые открыты на данный момент, а также рассуждениями по этим фактам, и будто в источниках Божественного откровения нет ничего такого, что требует величайшей умеренности и осторожности в данном вопросе».
Но к 1996 году, когда появилось гораздо больше данных и доказательств, то даже такой консерватор в вопросах теологии как Папа Иоанн Павел II без проблем подтверждал, что «новые знания ведут к признанию теории эволюции в качестве чего-то большего, чем гипотеза. Действительно, весьма примечательно то, что эта теория все чаще находит признание у ученых после серии открытий в различных областях знаний».
Его преемник папа Бенедикт XVI, которого критики порой называли реакционером, также одобрительно отнесся к заявлениям научного сообщества, собравшегося в Ватикане в период его правления. Это сообщество сделало следующее заключение:
Поскольку было продемонстрировано, что все живые организмы на земле генетически взаимосвязаны, можно с уверенностью говорить о том, что все живые организмы происходят от этого первого организма. Выводы многих исследований в области физических и биологических наук все чаще подтверждают, что развитие и диверсификация жизни на земле объясняется теорией эволюции, хотя относительно темпов и механизмов эволюции до сих пор существуют разногласия. История происхождения человека сложна и подвергается ревизии, однако физическая антропология и молекулярная биология общими усилиями убедительно доказывают, что человек появился в Африке около 150 тысяч лет назад в популяции гуманоидов с общей генетической родословной.
Хотя в 2013 году исследовательский центр Pew провел опрос и выяснил, что 33% взрослых американцев верят «в существование человека в его нынешней форме с самого начала». Среди католиков это показатель немного ниже. 31% католиков-латиноамериканцев отрицают эволюцию, как и 26% белых католиков (среди белых протестантов таких людей целых 64%). Таким образом, американские католики не разделяют мнение Папы в вопросах происхождения.
по материалам:
Pope Francis says 'Evolution is right'
"Интерфакс-Религия "