iov75 (iov75) wrote in future_religion,
iov75
iov75
future_religion

Category:

ИДЕЯ БОГА В XXI ВЕКЕ



Какие трансформации идея бога пережила за четыре тысячелетия? Что общего у хайдеггеровского «Бытия» и концепции трансцендентного божества? Почему экзистенциалисты уверяли, что неважно, есть бог или нет — от него в любом случае необходимо отказаться? Есть ли альтернативы у выморочной идеи «личного бога»? Может ли вообще идея бога выжить в XXI веке? Перечитываем эссе «Да здравствует Бог?» философа и религиоведа Карен Армстронг и разбираемся во всём.
Казалось бы, в XXI веке, в эпоху потрясающих научных открытий, приподнимающих завесу над тайнами мироздания, во времена небывалого технического прогресса и стремительного освоения Космоса, говорить об идее бога, по меньшей мере, неуместно. Но если бы всё было так просто! Ведь ниоткровению Ницше, заявившему более ста лет назад «Бог мёртв», ни великим прозрениям экзистенциалистов, ниоткрытиям учёныхне удалось искоренить идею бога из сознания большинства. В конце концов, поиск первопричины — мания, которая преследовала человечество на протяжение всей его истории. Здесь возникает два закономерных вопроса — что из себя представляет «идея бога»(ни для кого не секрет, что она как минимум многогранна) и с какой именно идеей бога боролись светлые умы человечества?
Британский философ и специалист в области сравнительного религиоведения Карен Армстронг в своей книге «История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе» предприняла нетривиальную попытку проследить за развитием идеи бога на протяжении последних четырёх тысяч лет, разобраться в её сущности и тех ипостасях, в которых эта идея сегодня представлена в разнообразных вероучениях и размышлениях философов. В частности, в последней главе своей книги, которая называется «Да здавствует Бог?», Армстронг обобщает весь собранный материал и представляет масштабную картину скитаний идеи бога на просторах неспокойного XX века.
Тот факт, что люди, лишенные традиционных религиозных убеждений, поневоле снова и снова возвращаются к центральным сюжетам истории Бога, означает, что идея эта не так чужда человеку, как многие думают. С другой стороны, во второй половине XX века наметилось отступление от идеи Бога-личности, который выглядит просто как «увеличенный» человек. В этой тенденции тоже нет ничего нового. Мы уже знаем, что сходный процесс отражен в древнееврейских текстах, которые христиане именуют «Ветхим Заветом». Коран с самого начала представил Аллаха в менее персонифицированных категориях, чем иудео-христианская традиция. Такие доктрины, как Троица, а также мифологичность и символизм мистических учений призваны были засвидетельствовать, что Бог выше личности. Тем не менее верующие в большинстве своем эту идею не разделяли.
Как в теизме выпестовалась концепция «личного Бога», отталкивавшая своей наивностью не только человека XX века, но и мыслителей древности? Какие у неё существовали альтернативы? Что такое христианский атеизм? Какую лепту в развитие теизма он привнёс? Какие попытки предпринимали христианские, иудейские и мусульманские мыслители, чтобы сформулировать представление о боге, которое соответствовало бы настоящему моменту? Почему появился фундаментализм? В чём заключается концепция трансцендентного бога, черты которой мы можем найти даже в философии Хайдеггера? Действительно ли «Бог-бытие» может быть достойной заменой выродившихся представлений о персонифицированном боге? В конце концов, есть ли у идеи бога хоть малейший шанс выжить в наше время, и если да — то какой она может быть? Об этом и многом другом читайте ниже.

Карен Армстронг: «Да здравствует Бог?»


Tags: религия в современном мире
Subscribe

  • ДУХОВНОСТЬ

    Оригинал взят у iov75 в ДУХОВНОСТЬ «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала…

  • О слепой вере и слепых верующих

    Оригинал взят у iov75 в О слепой вере и слепых верующих Оригинал взят у stas_senkin в post Так называемый "верующий"…

  • ОДА АТЕИЗМУ

    Атеизм – это не философия; это даже не мировоззрение; это всего лишь нежелание отрицать очевидное. Никому не приходится заявлять о себе как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments